Из дальних странствий возвратясь…

Одиннадцатого к вечеру вернулся из трёхнедельного отпуска. Отпуском назвать нельзя, потому что я пенсионер. Лучше, наверное, – из трёхнедельного отдыха. Летал с женой в Киргизию и в Казахстан. Это места моей молодости и зрелости. В городе Чу (Шу) Джамбулской области я родился. И жена оттуда родом. Там на кладбищах лежат мои бабушка и дедушка и мой отец, мать и брат жены. Я как-то не очень скучал по тем местам. Но несколько последних лет всё больше и больше одолевала ностальгия. Когда зимой надумали лететь на Юг Средней Азии, стали экономить каждый цент для этого. Поездка не дешёвая и потратились мы основательно. Но что деньги, по сравнению со встречами с родными людьми, с друзьями, с городами и сёлами, которых больше двадцати лет не видел.

В Бишкеке рано утром в аэропорту встречал Адил и Азиз Алиевы. В селе мы жили напротив и стали родными. Они оба в разное время были у нас в гостях. Ехали из Манаса по хорошей дороге, обмениваясь впечатлениями от полёта и от первой встречи  со знакомыми местами. В доме Адила нас уже встречала его жена Таджия. В молодости она была неотразимо красивой и в неё влюбился мой младший брат. Но мать и дедушка внушили ему истину, что на азербайджанке он никогда не женится. Эта была юношеская любовь и она быстро прошла. Тем более, что не была взаимной. Теперь у неё четверо детей: две девочки и два мальчика. И тоже все красавцы. Одна дочь уже замужем и была беременна вторым ребёнком, которого вскоре родила, чему мы были безмерно рады.

К вечеру приехал снова Азиз. Он сделал в городе Бишкек карьеру и работал теперь заместителем прокурора города. С собой он привёз моего одноклассника – Султана Касымова. Это был бесценный сюрприз для меня. Мы с ним учились в параллельных класах, но играли в одной команде в футбол. Он служил в Германии в спортроте и играл в армейском клубе. Если бы в Союзе признавали профессиональный футбол, Султан своим футбольным талантом мог бы многого добиться.

Бишкек удивил обилием машин на дорогах. Где-то 50% из них с правым рулём. В часы пик в городе на мой взгляд очень трудно ездить, но водители Бишкека – мастера вождения. Никого не пугает одновременный обгон справа и слева на двухполосной дороге. Считается нормальным пересекать двойную сплошную линию и ехать на двух полосах в четыре ряда. На красный цвет светофора машины не стоят, а постепенно двигаются и к моменту, когда зажигается зелёный большинство из них уже находятся на середине перекрёстка. Сначала я критиковал такую езду, но позже понял, что по другому здесь ездить нельзя. Воздух в Бишкеке очень загазован. Видимо, сказывается отсутствие катализаторов на большинстве автомашин. К тому же дороги не поливаются и в жару пыль, смешиваясь с выхлопными газами, висит в воздухе.

Город строится и расширяется. Много престижных новостроек, новых благоустроенных районов. Очень красив центр города. Здесь намного чище, чем на окраинах. Открылись недавно новый ГУМ и большой современный торговый комплекс. Своим оснащением и интерьером они не уступают торговым комплексам в Европе.

Мы с женой запланировали отдых на Иссык Куле, но перед этим была поездка в города Чу и Тараз (бывший Джамбул). Теперь, чтобы попасть в суверенный Казахстан нужно пройти на границе таможенный и паспортный контроль. Вся процедура заняла около часа. Я уезжал в Германию, когда о границах между этими братскими народами разговора не было. Поэтому меня это раздражало. Европа старается от границ избавиться, а здесь идёт обратный процесс.

В Таразе машин было поменьше и воздух чище. Но в городе намного меньше населения, чем в Бишкеке. И здесь город тоже благоустраивается. Обновилась площадь, появилось много мест для отдыха. Были мы и в Чу (Шу). Он остался почти таким же запыленным переферийным городком. Узловая станция и депо – главные работодатели. Но и там идёт сокращение. Процветает базар. Строятся новые крытые торговые площадки. Сейчас базар занимает в три раза большую площадь, чем в доперестроечные времена. Возил нас на кладбища и по делам Паша Вереютин – механик, как говорится, от бога. Его ГАЗ-31 на местных дорогах была самой надёжной машиной.

Вернувшись в Бишкек, мы только переночевали и утром следующего дня уехали на Иссык Куль. Я и жена ни разу не были на этом озере. Дочка Таджии, красавица Назиля, работающая в крупной юридической фирме, заказала нам комнату в престижной зоне отдыха «Карвен – четыре сезона». На территории царил европейский порядок. Цветы, зелёные газоны, ухоженные дороги, новые современные коттеджи, огороженная и охраняемая территория с собственным пляжем. В Бишкеке была жара за тридцать, а здесь все дни было не больше 24 градусов. Вода в озере была уже холодная, но отдыхающие, и в том числе мы, шли смело купаться и получали от этого огромное удовольствие. Один день посвятили путешествию в горы. Посетили Семёновское и Григорьевское ущелья, искупались в горячем источнике недалеко от Ананьева. Незабываемые впечатления от близости гор, быстрых речушек, свежести воздуха и встречь с интересными людьми. Было жаль уезжать, но в Бишкеке ждали дела. Да, к тому же, приближался день отлёта. Хотелось ещё пообщаться с моими бывшими соседями, которые стали родными. Они нам подарили тоже один день, который надолго врезался в память. Нас повезли сначала в горы, потом мы поехали к мемориалу погибшим во время Киргизской революции. Там же рядом оказалась могила Чингиза Айтматова. Недалеко, на берегу горной речки в ресторане на воздухе нам приготовили чудесную форель. А вечером сын Адыля и Таджии Акиф приготовил нам шашлык из баранины, от которого, несмотря на сытость, невозможно было отказаться.

Ранним утром мы улетали самолётом Аэрофлота сначала в Москву и оттуда в Штуттгарт. Я многого ожидал от этой поездки, но гостепреимство родных, отдых на высокогорном озере, неожиданные встречи с друзьями детства, превысили все ожидания. Я благодарен всем, кто нас по братски встречал, создавал нам уют, не жалел времени для нас. Это не забывается, это останется навечно в памяти.