Игорь Миронович Губерман. «Камерные гарики. Прогулки вокруг барака». АСТ, Астрель; Москва; 2011
ISBN 978-5-17-071530-5
Как-то случайно я увидел интервью с Игорем Губерманом. Меня заинтересовал этот серьёзный человек с аналитическим мышлением и огромным чувством юмора. Но потом он как-то забылся. Случайно увидел на сайте ЛитРес его книгу, изданную ещё в 2011 году и недавно, видимо, переведённую в электронный формат. Сразу же купил её.
Вообще-то, Губермана считают поэтом-сатириком. Да, сатиры в его гариках и стихах достаточно. Но если задуматься, то он затрагивает в них очень серьёзные темы: о России, о российской действительности, об идеологии, об отношении к жизни, о любви к ближнему, о национальной принадлежности и о женщине. Я читал его гарики и не мог остановиться. Прочитав одно четверостишие, сразу хотелось знать – а какое будет следующее. Редко ведь увидишь писателя, который с таким юмором относится к собственной национальности. Вот, к примеру, начало стихотворения «Монтигомо неистребимый коган»:
Идут высокие мужчины,
По ветру бороды развеяв;
Тут первобытная община
Доисторических евреев.
Законы джунглей, лес и небо,
Насквозь прозрачная река…
Они уже не сеют хлеба
И не фотографы пока.
К России, к её судьбе, мне кажется, у него особенное отношение. Где-то он уже писал, что любит её. Поэтому так обнажённо говорит в своих гариках о ней и о людях её населяющих.
Россияне живут и ждут,
уловляя малейший знак,
понимая, что наебут,
но не зная, когда и как.
Актуально ведь, и особенно актуально в предверии выборов президента.
А вот следующий гарик особенно актуален к дискуссии, возникшей в среде российской интеллигенции по поводу мавзолея Ленина:
Мир бурлил, огнями полыхая,
Мир кипел на мыслях дрожжевых,
А в России – мумия сухая
Числилась живее всех живых.
Очень ёмко Губерман прошёлся по российской традиции переиначивать историю. Почему-то всегда в прошлом было только плохое, что желательно вычеркнуть из учебников истории, а в будущем – ждёт вечное счастье.
Тянется, меняя имя автора,
Вечная российская игра:
В прошлом – ослепительное завтра,
В будущем – постыдное вчера.
В этой же книге воспоминания Губермана о своих лагерных годах «Прогулки вокруг барака». Интересные и поучительные записки о его тюремном сроке. Сидел ведь он не во времена террора, а уже в брежневские времена. Сколько типов, тонко подмеченных автором, прошли сквозь страницы его записок. Сколько разнообразных характеров. За что только не сидели в лагере люди. Ну ладно, воры и убийцы – они сидели по заслугам. Но лагеря ведь, в основном, наполнялись бытовыми преступниками. Кто-то случайно наехал на велосипедиста, кто-то ударил в запале соседа, кто-то утащил со склада плохо лежавший товар, а кого-то просто спалили, потому что мешал. Здесь – на Западе, за такие преступления или сажают на два-три месяца, или штрафуют, или же приговаривают к заочному сроку. В России же меньше двух лет лагерей за такие деяния не дают, в надежде, что лагерь исправит преступника. Но получается, как обычно, всё наоборот. Поэтому, мне показалась очень примечательной последняя фраза в записках Губермана, где он рассказывает, будучи уже на вольном поселении, как проходя мимо старушек, услышал слова одной из них:
« – Ведь они какие люди хорошие.
На что Петя-шофёр ответил авторитетно:
– Хуёвых не сажают.»
Должен извиниться за нелитературные слова, но я цитировал автора.
В конце этого текста не могу не пройтись и по самому себе. Я сейчас занят изданием двух сборников в России. И вот мне очень понравилось, а моей жене особенно, следующий гарик:
Жена меня ласкает иногда
Словами утешенья и привета:
Что столько написал ты – не беда,
Беда, что напечатать хочешь это».
Дорогой Папа, мне очень нравятся твои записи о актуальных событиях. Твои личные мнения обо всём.
Спасибо тебе!
Твоя дочка Вика